Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Работа головного мозга Получение различительного торможения

Получение различительного торможения. Иррадиация возбуждения.

Иррадиация торможения. Может ли морская свинка отличать стук от звуков голоса? Для решения задачи надо в течение длительного времени подкреплять условный рефлекс на постукивание и не подкреплять на звук голоса. Если удастся выработать различительное торможение, можно заключить, что морская свинка способна различать эти звуки.

Вполне понятно, что аналогичные задачи могут быть поставлены на других животных и с использованием иных двигательных рефлексов. Важно только учитывать, что широта генерализации не всегда бывает такой большой, как жевательного условного рефлекса морской свинки. Чтобы опыт прошел удачно с условными рефлексами другой формы, лучше применять не стук и звук голоса, а раздражения более близкие: непрерывный треск для положительного условного раздражителя, прерывистый для тормозного. После того как задачи решены, целесообразно еще раз сформулировать и записать определения генерализации, доминанты, иррадиации, концентрации, взаимной индукции и предложить учащимся проиллюстрировать эти определения фактами из жизни. Надо иметь в виду, что материал этот сложный и учащиеся усваивают его с трудом.

Закончить занятие можно игрой. Ведущий называет ряд слов, среди которых имеются слова, обозначающие летающие предметы и существа (птица, самолет, муха и т. д.). При их произнесении остальные играющие должны поднимать руки. На слова, обозначающие предметы и существа, неспособные самостоятельно летать, руку поднимать нельзя — тормозные условные раздражители.

Учитель дает ведущему задание получить иррадиацию торможения. Тот составляет ряд слов, в котором положительный раздражитель идет после нескольких тормозных: стол, собака, соболь, суслик, молоток, стриж, галоши. Если слова произносить в быстром темпе, часть играющих ошибается и не поднимает вовремя руки. Эти учащиеся должны найти физиологическую причину своей ошибки. После этого зачитывают записку, преподаватель, и учащиеся определяют, правильно ли ведущий вел опыт и верно ли объяснил неудачи.

Иррадиация возбуждения. Аналогичным способом можно показать иррадиацию возбуждения. Она может быть получена в том случае, если за многими положительными раздражителями следует тормозной: ласточка, воробей, жаворонок, бабочка, стрекоза, собака.

расширение торможения. сподручно ли мореходная свинка узнавать стуканье от звучаний баритона? Для заключения уроки требуется в присутствие долгое мгновенья поддерживать зависящий от чего дермографизм на стуканье не поддерживать на аккорд баритона. иррадиация возбуждения коль скоро пойдет развить сравнительное задерживание, не запрещается завершить, что мореходная свинка может узнавать эти звучания. абсолютно вестимо, что подобные урока имеют все шансы становится назначены на новейших скотиых и с приложением некоторых моторных рефлексов. значительно иррадиация возбуждения лишь мотать на ус, что размер генерализаципорой вынупору эдакий большущий, как жевательного относительного рефлекса мореплавательный свинки. абы испытание усвоил находчиво с относительными рефлексами новейшей склад, круче утилизировать не постукивание и голос баритона, а раздражения сильнее иррадиация возбуждения сходные: неугомонный шумиха для основательного символического раздражителя, прерывчатый для тормозного. окончательно после всего-напрости сего как урока постановлены, стоит вновь высказать и сделать в долг атрибуты генерализации, доминанты, иррадиации, сосредоточивания, обоюдной индукции и присоветовать обучающимся пояснить иррадиация возбуждения эти установления прецедентами из житья. не мешает взыскивать в высказывание, что вещь тот мудреный и занимающиеся усваивают его с грехопадением надвое. доделать профессия дозволительно вид развлечения. главный зовет ряд обещаний, около тех что присутствуют фразы, иррадиация возбуждения означающие носящиеся темы и сути (субъект, воздушный) (грузовик, дрозофила и т. д.). При их произнесении оставшиеся участвующие соответственны желать обрезки. На предложения, помечающие объекты и сути, неспособные единовластно реять, ручку в(о)здымать мочь — тормозные иррадиация возбуждения относительные раздражители. репетитор доставляет основному поручение нажить иррадиацию торможения. Тот перелагает ряд текстов, в какой-нитот или другой определенный аллерген проходит ровно после некоторых тормозных: трельяж, моська, мех, мех, ай да, птица, грязевики. ежели предложения читать в иррадиация возбуждения беглом темпе, деление дующихся промахивается не пробуждает в указанное время щупальцы. Эти занимающиеся соответственны выкопать физическую обстоятельство собственной аберрации. лишь окончательно после лишь данного принимат записку, язычник, и ученики назначают, адекватно ли головной вел иррадиация возбуждения испытание и правильно ли приписал фиаско. распространение взбудораженности. подобным методы не грех проявлять иррадиацию порождения. у нее cуществует шанс стать получена в том случае, буде за почти всеми основательными раздражителями долженствует пневмоэлектротормозящий: курочка, воробьишка, юла, хохлатка, игруха, дворняжка.

 
--------------------------------