Врожденные специфические особенности человека. Скорость реакции.
Цель занятия — показать соотношение между темпераментом и характером, как между генотипом и фенотипом. Метод работы — беседа на основе наблюдений над испытуемыми.
Продолжая разговор о способностях, начатый на прошлом занятии, следует остановиться на мысли, по каждый человек с рождения обладает специфическими особенностями, сохраняющимися в какой-то степени на всю жизнь. Например, скорость реакции у одних большая, у других меньшая. Чтобы экспериментально обосновать это положение, целесообразно провести следующий опыт (Рис. 22).
Экспериментатор берет длинную палку (можно половую щетку) и держит ее на весу с таким расчетом, чтобы, будучи отпущенной, она могла бы коснуться пола в вертикальном положении. Ниже места захвата палки экспериментатор делает меловую отметку. Испытуемый держит наготове руку около меловой отметки, но к палке не прикасается.
Рис. 22. Измерение скорости реакция у испытуемых.
Учитель сообщает необходимые сведения о порядке ведения опыта. Когда экспериментатор отпустит руку и палка полетит вниз, испытуемый должен как можно быстрее схватить се. Чем медленнее скорость реакции у испытуемого, тем большее расстояние успеет пролететь палка и тем, следовательно, дальше от места захвата испытуемым окажется меловая черта. Место захвата палки испытуемым тоже может быть помечено мелом. Эксперимент лучше вести учителю. Учащиеся поочередно подходят к столу, проделывают опыт, измеряют скорость своей реакции в условных единицах (берется расстояние между двумя отметками в сантиметрах). Каждую полученную цифру выписывают на доске.
Если в группе достаточно мальчиков и девочек, можно показать, что скорость реакции не связана аиолом, а является индивидуальным признаком того или иного лица. На занятии каждый испытуемый участвует в опыте только один раз, но учитель говорит, что для объективного измерения скорости ответной реакции с каждым человеком надо проделать несколько опытов. Далее следует показать, что любая психическая способность, в нашем случае скорость реакции, может быть изменена тренировкой.