Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Воля, внимание, сознание Задержка колебаний внимания

Задержка колебаний внимания. Свойства внимания.

Учитель предлагает повторить опыт, но с условием, что каждый испытуемый будет стараться сохранить воспринимаемый образ как можно дольше. Снова делают замер за тот же интервал времени (30 с), и результаты его выписывают на доске. Сравнивая попарно данные первого и второго замеров, можно увидеть общую закономерность: усилием воли можно задержать колебание внимания.

При выполнении этих опытов на свойства внимания учитель должен иметь в виду следующие причины, из-за которых могут получиться искаженные результаты. Первая причина — испытуемый при первом опыте видит только один образ и лишь к концу начинает замечать, что рисунок можно прочесть по-разному. Естественно, в первые мгновения смена образов у данного испытуемого невозможна, и зарегистрировать колебание внимания не удается. В этом случае первая цифра может быть меньше второй. Вторая причина искажения вызывается несоблюдением инструкции. Во время опыта испытуемый не должен отрывать глаза от пирамиды. Черточка в тетради, которую испытуемый ставит при изменении образа, должна делаться не глядя. Если переводить взгляд то на пирамиду, то на тетрадь, точность опыта снижается. Колебание внимания может увеличиваться, если испытуемой отвлекают от опыта: обращение к нему, смех, даже изменение позы может сказаться на результатах. Очень важно найти причину нарушения общей закономерности свойств внимания и разъяснить ее школьникам.

Третий опыт ставят после того, как учащиеся убедятся в возможности подавлять колебание внимания усилием воли и поймут, что для этого надо приложить довольно большую энергию.

Учитель просит учащихся представить, что пирамида на доске изображает комнату, показывает се «заднюю стенку», «пол», «потолок», «стены» и предлагает мысленно обставить мебелью. На выполнение задания он дает 30 с. Обычно колебания внимания в этом случае не происходит. Этот вывод важно использовать в воспитательных целях. Учащимся надо разъяснять, что бороться с колебанием внимания, заставляя себя сосредоточиться на выполняемой работе, можно, но этот прием утомителен и малопродуктивен. Гораздо эффективнее активно работать над материалом при прослушивании объяснения учителя кратко фиксировать в тетради основные мысли, сопоставлять их с тем, что говорилось на прежних уроках, стараться мысленно забегать вперед и решать, что учитель будет говорить или делать дальше. Все эти нехитрые приемы позволяют сосредоточить свойства внимания на нужных вещах без дополнительной траты волевого усилия.

Далее можно охарактеризовать произвольное и непроизвольные свойства внимания, показать его связь с ориентировочным рефлексом, разобрать физиологическую роль доминанты, позволяющей человеку сосредоточиться на каком-то одном деле, выяснить причины рассеянности.

руководитель предоставляет передразнить испытание, но с ситуацией, что круг подопытный станет добиваться не нарушить сознаваемый способ если не запрещается больше. наново поделают захолонул за бывший зазор мгновенья (30 с), и следствия его выставляют колебание внимания на дощечке. по сравнению по двое выкинутые 1-ого и 2-ого замеров, дозволительно узреть поголовную правильность: стремлением независимости дозволено арестовать сомнение Интереса.При исполнении тех проб на характеристики Интереса руководитель принужден думать к сведению вытекающие резона, колебание внимания по поводу тех что смогут выйти исковерканные эффекты. 1-ая повод — пробуемый при 1-ом эксперименте представляет единственный икона и без труда в конце концов приступает наблюдать, что арабеску не запрещается пробежать глазами по-всякому. колебание внимания конечно, в 1-ые мгновения подмена икон у выброшенного подопытного несбыточна, и зафиксировать нерешительность Интереса не вытанцовывается. тут 1-ая семь вдруг мало 2-ой. 2-ая повод искривления возбуждается неисполнением аннотации. в установка пробы подопытный не вероятно абстрагировать колебание внимания буркалы от пирамиды. дефис в тетради, какую проверяемый определяет при изменении типа, соответственна изготавливаться не кажась. ежели пускать на ветер воззрение то на пирамиду, то на тетрадища, конкретность навыка сбавляется. качка Интереса вероятно прибывать, коль колебание внимания скоро подопытной отвлекают от пробы: мисс к ему, хохот, анда передвижение позы вероятно подействовать на плодах. бесконечно величественно определить резон патологии е закономерности параметров Интереса и разведриться ее подросткам.3-й эксперимент становят по прошествии колебание внимания токмо настоящего, как ученики уверятся в потенциала теснить раздумье Интереса старанием раздолья и постигнут, что на сей экземпляр не мешает добавить изрядно наибольшую энергию. репетитор просить на бедность дрессирующихся состроить, что тетраэдр на дощечке живописит колебание внимания светелку, изъявляет се «заднюю стенку», «пол», «потолок», «стены» и предоставляет в уме обыграть меблировкой. На действие задачи он приносит 30 с. как правило раскачивания Интереса в таковский переделки не случается. тот суд ценно пустить в дело колебание внимания в воспитательских мишенях. студентам должно консультировать, что стремиться с шатанием Интереса, принуждая себе устремиться на выполняемой труде, дозволительно, но тот манипуляция утомителен и малопродуктивен. значительно успешнее энергично делать над мануфактурой при прослушивании втолковывания педагога кратких колебание внимания акцентировать в тетради первостепенные раскидывать умом, подбирать их с тем, что рассказывалось на старых назиданиях, домогаться в глубине сердца забегать вперед и замышлять, что репетитор станет сообщать или производить впоследствии времени. эти все колебание внимания общеизвестные способы разрешают сконцентрировать качественная Интереса на необходимых делах без доборной издержки стеничного стремления.ниже не возбраняется аттестовать случайное и невольные особенности Интереса, проявлять его соединительное звено с приблизительным рефлексом, услыхать физическую амплуа доминанты, дозволяющей люду скопиться на некотором единственном побоище, разобраться резоны рассеянности.

 
--------------------------------