Интеллектуальные способности.

Старшеклассников обычно волнует вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в развитии интеллектуальных способностей. При разъяснении надо показать, что разные люди обладают различными задатками. У одних комплекс их больше благоприятен для освоения музыки, у других — техники, у третьих — математики. Однако выявить эти интеллектуальные способности может только деятельность.

Важность тренировки и повседневной работы можно показать на таком примере: лентяй с отличными интеллектуальными способностями превращается в лентяя с весьма сомнительными интеллектуальными способностями, потому что любой орган, в том числе и мозг, деградирует при неупражнении. Далее надо показать возможность компенсации недостающих качеств.

В этой связи целесообразно вспомнить О. И. Скороходову, которая, несмотря на отсутствие зрения и слуха, смогла защитить кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию. Она сумела полностью использовать оставшиеся у нее анализаторы, развить их до высочайшей степени, что позволило ей плодотворно трудиться. Своими исследованиями она внесла заметный вклад в развитие дефектологии.

Как же воспитать интеллектуальные способности? Ответ на этот вопрос не стоит давать в виде лекции, так как готовых рецептов нет. Излишнее морализирование обычно отталкивает учащихся. Поэтому лучше обсудить высказывания людей науки и искусства, инженеров и рабочих о том, какие качества помогли им овладеть своей специальностью. Но перед этим целесообразно выяснить значение некоторых возбуждающих веществ: кофе, крепкого чал, пнва и т. д., которым нередко приписывают особую роль.

Надо разъяснить учащимся, что подобным способом можно лишь несколько поднять общий тонус организма, по развить интеллектуальные способности нельзя. Только повседневная деятельность в избранной области дает возможность овладеть вершинами мастерства. Полезно привести высказывания Эйнштейна, Гаусса, которые не отмечали у себя никаких особых качеств, кроме прилежания.

Надо разрушать представления некоторых учащихся о том, что талантливый человек, гений, коренным образом отличается от других людей.

Обсуждение статьи Интеллектуальные способности.

Ваш вопрос может быть первым

Задайте свой вопрос по статье Интеллектуальные способности.