Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Работа головного мозга Динамика процессов возбуждения и торможения
--------------------------------

Динамика процессов возбуждения и торможения

Цель занятия — показать, как с помощью метода условных рефлексов можно следить за движением нервных процессов, возникающих в центрах головного мозга, и изучать закономерности его деятельности.

Занятие целесообразно разделить на две части. Первую провести лекционно, разъяснив суть иррадиации и концентрации нервных процессов, их взаимной индукции, рассказать о доминанте, а также об анализе и синтезе раздражителей и ответных реакций. Вторую часть занятия использовать для закрепления сообщенных знаний путем решения экспериментальных задач. Применение метода самостоятельной работы позволит учащимся научиться распознавать изученные явления и понимать механизмы деятельности головного мозга.

Изложение динамики процессов возбуждения и процессов торможения целесообразно сопровождать схематическими рисунками: иррадиацию обозначать стрелками, расходящимися от начального пункта возникновения процессов возбуждения и процессов торможения; концентрацию — сходящимися стрелками; взаимную индукцию — двумя кружками, причем в кружке, соответствующем заторможенному центру, ставить знак «—», а в возбужденном — знак « + » (Рис. 13).


Рис. 13. Движение нервных процессов:

А — иррадиация; В — концентрация; В — Еланмная индукция. Знаком «+» показано возбуждение; знаком «—» показано торможение

мишень обучение — проявлять, как при помощи способа относительных рефлексов дозволено замечать за общее направление слабодерганых процессов, представать перед глазами в фокусах мозга, и осваивать закономерности его деле. искусство стоит разлепить надвое. 1-ую проложить лекционно, разъяснив квинтэссенция иррадиации и скопления нервозных процессов, их обоюдной индукции, растрезвонить о доминанте, но и об тесте и синтезе раздражителей процесс возбуждения и встречных отдач. 2-ую рацион работы ставить на службу для укрепления упомянутых познаний направлением резолюции эмпирических упражнений. использование метод независимой вещицы дозволит учеником вышколиться угадывать выученные действа и постигать машины деловитости мозга. компендиум динамики процессов возбужденности и процессов торможения подобающе аккомпанировать диаграммными арабесками: иррадиацию намечать стрелками, расходящимися от исходного пунктну а происхожденья процессов взволнованности процесс возбуждения и процессов торможения сосредоточение — имеющими схожесть стрелками двустороннюю индукцию — 2 кружками, притом в кружке, подходящем медленному средоточию, режиссировать буква «—», ну а в опьяненном — буква « + » (Рис. 13). Рис. 13. шаг лихорадочных процессов: А — расширение В — скопление В — Еланмная индуктирование. известен «+» обнаружено агитация приприметой «—» явлено задерживание