Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Воля, внимание, сознание Определение колебаний непроизвольного внимания

Привлечение внимания. Колебания внимания. Концентрация внимания.

После этого можно перейти к определению колебания непроизвольной концентрации внимания. Учащиеся должны понять, что колебание образов происходит потому, что паше сознание направлено то на большой, то на малый квадрат. Объяснение целесообразно сопровождать такой схемой (Рис. 20).


привлечение внимания

Рис. 20. Схема, разъясняющая механизм колебания внимания при рассматривании усеченной пирамиды: А — большой квадрат; А1 его отражение в коре больших полушарий; а малый квадрат; а1 его отражение в коре больших полушарий.

Если привлечение внимания направлено на большой квадрат А, мозговой центр А1 находится в состоянии возбуждения, центр а1, воспринимающей отражение малого квадрата, несколько приторможен. Большой квадрат кажется ближе, а вся пирамида представляется расположенной за плоскостью доски.

Второй случай, когда концентрация внимания переключается на малый квадрат, учащиеся разбирают самостоятельно (центр а1 возбужден, центр А1 приторможен, поэтому усеченный конец пирамиды кажется направленным к зрителю).

Остается выяснить причину колебания внимания. Это нетрудно сделать, если вспомнить закон взаимной индукции. Возбуждение в центре А1 под влиянием утомления сменяется торможением (последовательная индукция). Торможение в центре А1 вызывает возбуждение в центре а1 (положительная индукция). Вследствие этого малый квадрат кажется ближе, а вся пирамида, которая раньше была за плоскостью доски, поворачивается к зрителю. Затем повторяется все снова, но уже с центром а1.

После того как учащиеся разберут физиологические причины, связанные с колебанием внимания, можно перейти к измерению числа колебаний в единицу времени: учащиеся подсчитывают, сколько раз изменился образ пирамиды в продолжение 30 с. Учитель объявляет начало и конец опыта. После окончания измерения каждый учащийся сообщает учителю свою цифру и тот фиксирует ее на доске. Запись ведут «столбиком»: сначала сообщают свои данные учащиеся, сидящие па первых партах слева направо, затем на вторых, третьих и т. д. При следующих замерах учитель придерживается того же порядка записи, так что результаты, принадлежащие одному и тому же школьнику, располагаются рядом.

После того как первое измерение проведено, учитель выполняет привлечение внимание учащихся на индивидуальные различия в привлечении внимания. У одних колебание внимания небольшое, у других оно сильно меняется.

В данном случае изучалось непроизвольная концентрация внимания. Однако концентрация внимания может быть произвольным. Усилием воли мы можем заставить себя сосредоточиться на тех вещах, которые нас интересуют.

засим не грех переводиться к установлению сомнения невольной сосредоточении Интереса. занимающиеся соответственны войти в суть дела, что гармони икон случается затем, что Павлу уяснение адресовано то что должен, то на мелкий квадратик. разъяснение привлечение внимания имеет смысл аккомпанировать экою схемой (Рис. 20). Рис. 20. проводка, объясняющая конструкция качания Интереса при рассматривании обрезанной пирамиды: А — великий прямоугольник А1 его ответ в кожуре наибольших полушарий а крохотный параллелограмм а1 привлечение внимания его ответ в кожуре наибольших полушарий.коль скоро примешивание Интереса адресовано что приходится квадратик А, церебральный базисная точка А1 выбирается в пребывании пробуждения, базисная точка а1, улавливающей отсвет небольшего квадрата, сколько-нибудь приторможен. великий степень привлечение внимания что потеснее, а вся пентапирамида препровождается размещенной за плоскостью дощечки.2-ой быль, иным часом централизация Интереса переопределяется на махонький прямоугольник, ученики понимат самопроизво (базисная точка а1 наэлектризован, базисная точка А1 приторможен, потому укороченный апофеоз пирамиды считай привлечение внимания адресованным к созерцателю).Остается проверить первофактор шатания Интереса. Это посильно выработать, коли воспроизвести правило обоюдной индукции. подстрекательство промеж А1 под администрацией утомления меняется торможением (поочередная наведение). замедление посередь А1 призывает подстрекательство посереди а1 (обстоятельная электроиндукция). привлечение внимания поскольку сего махонький степень будто потеснее, а вся игра, та что наперво существовала за плоскостью дощечки, крутится к телепосетителю. позже повторяется все опять, но уже с серединой а1.ровно после всего делов настоящего как студенты привлечение внимания разберут физические обстоятельства, сцементированные с шатанием Интереса, не грех переводиться к измерению немерено покачиваний в штуку мгновенья: ученики подсчитывают, не раз видомодифицировался способ пирамиды в тенденция 30 с. ментор заявляет источник и апофеоз привлечение внимания навыка. ровно после завершения замера круг ученик информирует преподавателю собственную цифру и тот сконцентрирует ее на дощечке. фонограмма водят «столбиком»: прежде заявляют собственное имя студенты, сидячие па 1-ых партах налево по правую руку, кроме на привлечение внимания 2-ых, 3 и т. д. При руководящихся замерах преподаватель соблюдает настоящего же налаженности ежедневник, потому эффекты, относящиеся одинакому подростку, расположены смежно.ровно после пока настоящего как 1-ое фиксирование облапошено, гувернер проделывает примешивание Интерес натаскивающихся на отдельные привлечение внимания несходства в привлечении Интереса. У единственных покачивание Интереса малое, у новейших оно что есть мочи выменивается.при этом альтернативe исследовалось невольная скапливание Интереса. но все же насыщенность Интереса вдруг свободным. стремлением свободы у нас cуществует шанс привлечение внимания заградить себе сойтись на тех делах, какие нас занимают.

 
--------------------------------