Закономерности работы головного мозга

Основная задача этой темы—показать активность мозга, его пластичность, гибкость и безграничные возможности к приспособлению. Учащимся необходимо разъяснить, что поведение животного, а тем более человека не следует рассматривать как простые ответы на раздражения внешней и внутренней среды. Мозг работает по своим законам, он способен анализировать и перерабатывать поступившую информацию, сопоставлять ее с имеющимися сведениями о потребностях организма и на основе этого сложнейшего синтеза находить формы поведения, наиболее соответствующие данным обстоятельствам.

Чтобы учащиеся могли разобраться в сложной деятельности мозга, необходимо научить их по внешним формам поведения судить о процессах, разыгрывающихся в головном мозге. Современная физиология использует для этого многочисленный арсенал методов. Для учащихся наиболее доступен и нагляден открытый И. П. Павловым метод условных рефлексов. Он может быть показан на любой условнорефлекториой деятельности, поэтому выбор конкретных форм условных рефлексов зависит целиком от возможностей учителя. Некоторые закономерности работы головного мозга можно показать не только на животных, но и на испытуемых из числа учащихся. Этот материал может быть дополнен примерами из жизни.

На ряде выводов, важных в воспитательном отношении или имеющих профориентационное значение, необходимо акцентировать внимание при проверке изученного материала.