Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Воля, внимание, сознание
--------------------------------
Воля, внимание, сознание

Задача этой темы — показать ведущую роль сознания в поведении людей и на этой основе раскрыть значение воли, внимания, навыков и привычек в целенаправленной деятельности личности.

Изучение материала следует начать с выяснения фиэкологической основы психического процесса деятельности. С этой целью нужно повторить материал о двух, сигнальных системах по Павлову, о произвольных и непроизвольных движениях и выяснить роль сознания в жизни и деятельности человека. Учащихся необходимо познакомить со статьей И. П. Павлова «Физиологический механизм так называемых произвольных движений».

Далее следует перейти к анализу потребностей и мотизрв поведения, а от пего к анализу волевого акта и рассмотрению воли как качества личности.

Изучение внимания нужно начать с выяснения его физиологической основы, затем рассмотреть особенности произвольного и непроизвольного внимания и проблемы, связанные с воспитанием внимания. Изучение внимания после анализа волевых процессов дает возможность показать зависимость внимания от целевой установки личности и от ее волевых качеств.

Изучение материала о воле и внимании позволяет накопить необходимое количество фактов, чтобы с новой стороны охарактеризовать роль сознания в целенаправленной деятельности человека, показать его связь с мировоззрением личности, с усвоением ею этических норм поведения.

В той же последовательности нужно изучать навыки и привычки.

Сначала учащихся следует познакомить с динамическим стереотипом как физиологической основой формирования навыков и привычек, затем раскрыть их роль в творческой деятельности человека и наконец рассмотреть вопрос о соотношении сознания с подсознательным и бессознательным.

Для успешного овладения новым материалом с учащимися нужно повторить следующие понятия из физиологической части курса: условные и безусловные рефлексы, инстинкты, первую и вторую сигнальные системы, виды безусловного и условного торможения, иррадиацию и концентрацию нервных процессов, явления, связанные с их взаимной индукцией, теорию доминанты А. А. Ухтомского, а также парадоксальную и ультрапарадоксальную гипнотические фазы.

Следует также отметить, что при формировании понятия о навыках учащиеся впервые знакомятся с физиологическим понятием «динамический стереотип». В дальнейшем оно будет повторено и обобщено в теме «Эмоции».

В преподавании темы «Воля, внимание, сознание» большое значение приобретает массовый психологический эксперимент. Его следует проводить со всеми учащимися класса. Результаты единичных наблюдений после соответствующей обработки учащиеся сообщают преподавателю, который, суммируя их, раскрывает общие закономерности.

При изучении темы необходимо рассматривать волю, внимание, навыки, привычки не только в физиологическом, но и в социальном плане. Надо разъяснить учащимся, что эти процессы не существуют изолированно от той социальной среды, в которой формируется личность.

1 Человеческие потребности. Анализ волевого акта
2 Анализ формирования потребностей
3 Потребности личности. Формирование потребностей.
4 Волевой акт. качества воли.
5 Структура волевого акта
6 Формирование правильного отношения. Воля волевой акт
7 Случаи внушения и самовнушения. Нравственное воспитание школьников.
8 Внимание человека
9 Привлечение внимания. Колебания внимания. Концентрация внимания.
10 Задержка колебаний внимания. Свойства внимания.
11 Измерение объема и устойчивости внимания. Особенности внимания.
12 Сознательная, подсознательная и бессознательная деятельность. Виды внимания.
13 Выработка навыков
14 Привычка реферат. Вредные привычки человека.