Проблема способов передачи видового опыта. Глотательный рефлекс. Вкусовые рецепторы.

После анализа этих фактов можно перейти к проблеме способов передачи видового опыта. Можно разобрать вопрос, как новорожденному ребенку, не имеющему никакого опыта, удается отличать грудное молоко от других жидкостей.


Рис. 11. Схема, показывающая наследственные механизмы различения пригодной и непригодной пищи:

1 — вкусовые рецепторы; 2 — детекторный нейрон; 3 — выход на путь глотательного рефлекса; 4 выход на путь рефлекса, вызывающего отвержение пищи; М — Мембранный белок детекторного нейрона , изменение которого активизирует синапсы, направляющие возбуждение по дуге глотательного рефлекса

При рассмотрении этой проблемы вначале устанавливают, что вкусовые рецепторы анализируют состав импульсов, вызываемых нормальным молоком, а химические вещества, выделяющиеся при этом распаде, активизируют лишь те синапсы, которые выводят возбуждение на  рефлекторную дугу глотательного рефлекса.

Из курса анатомии, физиологии и гигиены человека и курса общей биологии учащиеся знают, что строение белка определяется молекулами ДНК, содержащимися в хромосомах. Структура белка М, следовательно, также может быть закодирована в них.

Решить, почему ребенок не проглатывает подсоленное молоко, учащиеся могут самостоятельно. (Возбуждения, отличающиеся от нужных, не вызывают распада белка М и, следовательно, не выводятся на путь глотательного рефлекса.) В заключение учащиеся приходят к выводу, что в структурах молекул ДНК закодирована вся история вида, зашифрованы как морфологические признаки, так и все, чему вид «обучился» в процессе эволюции, т. е. ответы на те раздражения, которые воздействовали на данный вид в течение тысячелетий.

В целях воспитания материалистического мировоззрения на этот факт следует обратить особое внимание, подчеркнув, что генетическая информация анатомических, физиологических и поведенческих признаков имеет общую материальную природу, что вновь рожденный организм не только обладает морфологическими приспособлениями к среде, но и имеет аппарат, позволяющий организму ориентироваться в ней, находить благоприятные для жизни условия и избегать вредных воздействий.

Обсуждение статьи Проблема способов передачи видового опыта. Глотательный рефлекс. Вкусовые рецепторы.

Ваш вопрос может быть первым

Задайте свой вопрос по статье Проблема способов передачи видового опыта. Глотательный рефлекс. Вкусовые рецепторы.