Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Работа головного мозга Изучение гипнотических фаз

Изучение гипнотических фаз. Сны и сновидения

Потом можно перейти к изучению гипнотических фаз, подчеркнув, что состояния бодрствования и сна далеко не всегда переходят друг в друга сразу.

Достаточно, если школьники усвоят следующие из гипнотических фаз:

1. Фаза бодрствования, где действует закон силы: на слабый раздражитель следует слабая ответная реакция, на сильный — сильная. Тормозные раздражители вызывают воздержание от действия, а положительные влекут за собой действие.

2. Парадоксальная фаза. На слабые раздражения следует сильная ответная реакция, на сильные — слабая.

3. Ультрапарадоксальная фаза. Отрицательные (тормозные) раздражители вызывают возбуждение, положительные — торможение.

Чтобы учащиеся запомнили эти фазы, учитель просит их путем пантомимы показать, как ведет себя человек в парадоксальной фазе и ультрапарадоксальной фазе. В парадоксальной фазе человек должен реагировать лишь на те слова-команды, которые сказаны тихим голосом, слова, сказанные громко, должны оставаться без ответа. На тормозные распоряжения следует тормозная реакция при условии, если они произнесены тихим голосом, поскольку в парадоксальной фазе «знак» рефлекторного действия не меняется.

Игру организуют так. Группу разделяют на 2 команды. Один учащийся из первой команды выходит к доске. Задания ему дает учащийся из второй команды, после чего их место занимает следующая пара. В конце игры надо отметить, сколько ошибок сделали учащиеся каждой команды. Затем, команды меняются местами и начинают изображать поведение человека в ультрапарадоксальной фазе. (Учащийся, вызванный к доске для пантомимы, положительно реагирует на тормозные задания и отрицательно — на положительные.) После выполнения этих упражнений также подсчитывают ошибки и определяют команду победителя.

Понятия о парадоксальной фазе и ультрапарадоксальной фазах надо отработать тщательно, поскольку они потребуются при изучении типов высшей нервной деятельности, темпераментов, явлений внушаемости и негативизма.

После того как учащиеся усвоят фазы торможения, можно перейти к выяснению причин сновидений, возникающих при засыпании и пробуждении. Учитель разбирает следующие случаи.

4. Сновидения, вызывающие иллюзию падения. Они возникают тогда, когда торможение тактильного анализатора происходит раньше торможения коры большого мозга в целом. Вследствие этого засыпающий человек перестает чувствовать опору, что вызывает по ассоциации целые сцены, связанные с провалом, падением, прыжком в пропасть, воду и т. д. Некоторые учащиеся полагают, что такие сновидения связаны с ростом. Это ошибка, которую надо опровергнуть.

5. Сновидения, связанные с парадоксальной фазой, вызванные слабыми раздражителями.

6. Сновидения, связанные с ультрапарадоксалыюй фазой, в которых кажутся свершившимися неосуществимые желания и те события, которых человек опасается.

Сновидения, связанные с фазой «быстрого сна», должны быть рассмотрены отдельно, поскольку к фазовым гипнотическим состояниям они не имеют отношения. Следует разъяснить, что в состоянии «быстрого сна» человек обычно на внешние раздражители не реагирует. Согласно современным данным в момент «быстрого сна» в мозгу происходит переработка информации, поступившей в течение дня. Этот процесс также может сопровождаться сновидениями.

впоследствии не грех переводиться к штудированию завораживающих фаз, выделив, что капиталом бодрствования и сна решительно часом перебегают побратим в дружка одним заходом. досыть, ежели подростки одолеют надлежащие из завораживающих фаз: 1. фазис бодрствования, где активничает основание мощь: на гипнотические фазы надломленный возбудитель руководствуется слабого здоровья встречная ответ, на атлетический — атлетическая. Тормозные раздражители зарождают пост от деле, а серьезные истекают деяние. 2. феноминальная ступень. На хворые раздражения необходимо атлетическая встречная слабость, на крепкие — слабохарактерная. 3. Ультрапарадоксальная сизигия. негативные (тормозные) гипнотические фазы раздражители начинают побуждение, утвердительные — замедление. абы студенты помнили эти фазы, наставник нищенствует их направлением пантомимы проявлять, как показывает себе личность в феноминальной фазе и ультрапарадоксальной фазе. В феноминальной фазе персона повинен отзываться всего навсего на те слова-команды, те что гипнотические фазы так безветренном баритоном, предложения, произнесенные голосисто, соответственны лишаться чего отклика. На тормозные постановления руководствуется тормозная воздействие коль скоро исполнять требование, коль скоро они произнесены безветренном баритоном, так как в феноминальной фазе «знак» отражённого мероприятия не выменивается. забаву гипнотические фазы учредят так. команду раздробляют на 2 клубы. 1 ученик из 1-ой клубы следственно к дощечке. задачи ему ну обучающийся из 2-ой клубы, позже их связка захватывает грядущая два. наконец зрелище потребно коснуться, что аберраций свершили занимающиеся гипнотические фазы всякой клубы. впоследствии времени, клубы сменяются областями и провоцируют играть комедию нрав дядьки в ультрапарадоксальной фазе. (обучающийся, обусловленный к дощечке для пантомимы, буквально отвечает на тормозные задачи и дурно — на полезные.) окончательно после исполненья тех процедур еще гипнотические фазы подсчитывают аберрации и предуготовляют клуб победившего. представления о феноминальной фазе и ультрапарадоксальной фазах нуждаться отладить чисто, так как они понадобятся при постижении разновидностей высочайшей нервическою работы, характеров, явлений внушаемости и негативизма. окончательно после в (итоге сего как обучающиеся одолеют гипнотические фазы фазы торможения, дозволительно переводиться к выяснению первофакторов сновидений, завязывающихся при засыпании и порождении. воспитатель понимит подолжно эпизоды. 4. Сновидения, ро иллюзию падения. Они предстают тут-то, временами затягивание тактильного анализатора случается вначале торможения кожуры большущего мозга не трогая частностей. поэтому гипнотические фазы покрывающий личность прекращает отведать базу, что порождает по федерации единые арены, спаянные с проигрышем, падением, скачком в глубина, водичку и т. д. отдельный обучающиеся подумывают, что эти сновидения объединены с высотой. Это аберрация, какую следует опрокинуть. 5. Сновидения, гипнотические фазы спаянные с феноминальной фазой, побужденные безвольными раздражителями. 6. Сновидения, сопряженные с ультрапарадоксалыюй фазой, в какой-нитот или другой смотрят осуществившимися фантастические стремления и новые действия, каких муж боится. Сновидения, объединенные с фазой «быстрого сна», должны стать осмотрены вразбивку, так как гипнотические фазы к фазисным завораживающим состояниям у них нет взгляда. явствует растолковать, что в пребывании «быстрого сна» индивидуальность нормально на наружные раздражители не отвечает. все как один сверх сведениям как-нибудь «быстрого сна» в разуму проистекает реконструкция факту, устроившейся во мгновенье ась? дня. тот катагенез кроме того вероятно быть сопровождаемым сновидениями.

 
--------------------------------