Определение темперамента

Задача 1. Определение темперамента. Выйдя к доске, учащийся сильно волнуется. Взгляд устремлен на потолок или пол. Просьбу учителя смотреть на класс выполняет с трудом, при этом запинается еще сильнее. По прошествии некоторого времени начинает говорить более твердо и правильно, однако тут же сбивается, если замечает, что кто-то из товарищей поднял руку. (Меланхолик.)

Задача 2. Определение темперамента. На уроках не усидчив. Часто подсказывает, отвечает на вопросы учителя без разрешения. Вызванный к доске говорит быстро, как бы захлебываясь. Если во время его ответа вызван другой ученик, ведет себя неспокойно, пытается вмешаться в разговор, перебивает. (Холерик.)

Задача 3. Определение темперамента. На уроках молчалив. Отвечает медленно. Контрольную работу начинает не сразу, долго думает, но, начав, работает сосредоточенно. На положительные и отрицательные оценки реагирует спокойно, внешне эмоции выражает слабо. (Флегматик.)

Задача 4. Определение темперамента. Общительный, легко сходится с людьми. Настроение преобладает веселое. При ответе у доски слабо реагирует на помехи, легко может переключаться с одной темы на другую. (Сангвиник.)

После разбора задач по определению темперамента надо разъяснить учащимся, что недопустимо пользоваться единичными наблюдениями. Так, признаки, приведенные в первой задаче, дают основание предположить, что в ней описывается человек с меланхолическим темпераментом. (Учащийся стремится уйти от дополнительных раздражителей — не смотрит на аудиторию, сильно подвержен внешнему торможению и т. д.) Однако те же явления могут наблюдаться у человека любого темперамента, если он недостаточно твердо знает урок и в то же время заинтересован в получении нужной ему отметки. Сильное возбуждение подкорковых клеток приводит к торможению коры. Аналогичным образом надо разобрать и остальные задачи по определению темперамента.

Заканчивая разговор об определении темперамента, надо еще раз подчеркнуть, что темперамент изменяется в результате воспитания, что он не мешает развитию способностей и одаренности.

После разбора типов высшей нервной деятельности, общих для животных и человека, целесообразно рассмотреть типы высшей нервной деятельности, характерные для человека. Напомнив, что у человека имеются первая и вторая сигнальные системы, учитель говорит о некотором преобладании одной из этих систем и вводит понятия о мыслительном и художественном типах высшей нервной деятельности, затем рассматривает средний тип высшей нервной деятельности, у которого обе сигнальные системы уравновешены.

Обсуждение статьи Определение темперамента

Ваш вопрос может быть первым

Задайте свой вопрос по статье Определение темперамента