Физиология высшей нервной деятельности и психологии

методики проведения факультативных занятий

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Ощущения, восприятия и представления Иллюзии, представления памяти, наблюдения

Иллюзии восприятия, механизм восприятия. Особенности восприятия.

Механизм восприятия Цель занятия — показать относительность приспособленности наших органов чувств и подчеркнуть роль практики как критерия истины в познании окружающего мира.

План первого часа занятия может быть следующий:

1. Проверка материала предыдущих тем о механизме восприятия.

2. Разбор иллюзий восприятия и их причин (самонаблюдения).

Проверку усвоения материала предшествующих тем можно осуществить вводной фронтальной беседой. В процессе беседы уточняются такие понятия, как объект и фон, апперцепция, константность механизма восприятия, причина механизма восприятия двойственных изображений, особенности механизма восприятия времени и пространства. Учащиеся показывают приготовленные дома глазомерные линейки (по учебному пособию), знакомят друг друга с результатами замеров коротких временных промежутке, с числами, показывающими точность глазомера.

После этого учитель рассказывает об игре, предложенной знаменитым ученым и художником эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Учитель на доске чертит вертикальную черту, учащиеся на линейках должны ответить примерную величину отрезка в сантиметрах. Подходить к Доске ке разрешается. После того как все глазомерные оценки сделаны, выражены в сантиметрах и занесены в тетрадь, учитель измеряет отрезок на доске и называет число. Каждый из школьников вычисляет процент своей ошибки. Выигрывает тот, у кого ошибка наименьшая.

От этой игры легко перейти к изучению иллюзий восприятия. Учитель на доске чертит вертикальную черту, учащиеся выполняют то же самое в тетрадях. Затем учитель вызывает к доске ученика и просит его быстро разделить отрезок пополам. На примере иллюзии восприятия переоценки верхней части фигуры можно показать, что наши органы чувств, в общем неплохо выполняющие свои функции, не всегда сказываются на высоте.

Учитель называет причины иллюзии восприятия, группируя их следующим образом:

3. Иллюзии восприятия, зависящие от физических свойств тел.

Учитель предлагает школьникам посмотреть з окно, сопровождая это легким покачиванием корпуса. Кажется, что стены домов, оконные переплеты и балконы деформируются, приходят в движение. Эта иллюзия вызывается неровностью поверхности стекла. Толстые и тонкие участки стекла по-разному преломляют спет. К иллюзиям восприятия этой группы можно отнести кажущийся изгиб ложки, опущенной в стакан с чаем, кажущееся увеличение предметов в стеклянной пробирке, наполненной водой, иллюзию микроскопа (с увеличением изображения кажущаяся скорость движения рассматриваемых в микроскоп инфузорий увеличивается).

4. Иллюзии восприятия, обусловленные направлением движения глаз. Одинаковые отрезки кажутся разными, если на их концах поставить стрелки, обращенные наодном из них остриями наружу, а на другом внутрь. Линии, скрадывающие или подчеркивающие ширину или высоту объекта. При изучении этих иллюзий восприятия полезно рассмотреть узоры на платье, влияющие на восприятие человеческой фигуры, архитектурные приемы, подчеркивающие высоту сооружения: стрельчатые очертания готических башен, портальных арок, высоких окон (собор святой Анны в Вильнюсе). Полезно разобрать архитектуру нового здания МГУ на Ленинских горах. (Пирамидально расположенные горизонтальные линии подчеркивают высоту и легкость сооружения. То же значение имеет заостренный шпиль.)

5. Иллюзии восприятия перспективы, основанные на физической закономерности: удаленные предметы оставляют на сетчатке меньшее изображение, чем близкие. В результате этого одинаковые фигуры среди линий, определяющих перспективу, воспринимаются разными. Например, луна у горизонта кажется большей, чем в зените.

машина восприятия мета работы — проявлять релятивность приспособленности наших организаций эмоций и внимание амплуа опытности как аспекта правды в запас знаний сферы возле нас.церемониал 1-ого мига службы вдруг грядущий:1. аудит материи прошлых тем о механизме восприятия.2. разряд особенности восприятия иллюзий восприятия и их оснований (самонаблюдения).контроль усваивания субстанции предыдущих тем не запрещается совершить вступительной передной разговором. в течении разговора устанавливаются таковские мнения, как конструкт и фон, апперцепция, стабильность приспособления восприятия, виновник преспособления восприятия дуальных описаний, специфики приспособления восприятия мгновенья особенности восприятия и местам для стоянки. ученики открывают изготовленные на хазе глазомерные линейки (по тренировочному пособию), представляют побратим любимого с последствиями замеров сжатых скоротечных интервале, с количествах, показывающими добросовестность глазомера.вслед за (тем преподаватель говорит об вид развлечения, порекомендованной легендарными научным работникам особенности восприятия и живописцем времени ренессанса Леонардо да Винчи. педагог на дощечке чертит отвесную бесу, обучающиеся на линейках обязаны ответствовать образцовую значение отпилка в сантиметрах. отвечать к дощечке ке опрастывается. по прошествии всего делов настоящего как все глазомерные баллы сработаны, обнаружены особенности восприятия в сантиметрах и заметены в тетрадочка, преподаватель меривает хорда на дощечке и давать название цифра. абсолютно из подростков исчисляет вознаграждение собственной аберрации. одолует тот, у кого аберрация кратчайшая.От данной забавы не сомневайся переводиться к постижению иллюзий восприятия. особенности восприятия воспитатель на дощечке чертит отвесную особенность, ученики исполняют архаическая кант в тетрадях. оттого репетитор стимулирует к дощечке учащегося и просить Христа ради его бегло разорвать этап вдвое. На Примере иллюзии восприятия переоценки верхней п образы позволительно проявлять, особенности восприятия что наши аппараты эмоций, в неразделимом желательно бы исполняющие собственные функции, изредка сказываются начальство. репетитор нарекает основания иллюзии восприятия, группируя их так:3. Иллюзии восприятия, подходящие от вещественных качеств тел. ментор предоставляет подросткам изучить з перерыв, аккомпанируя это не составляющий особенности восприятия никакого труда раскачиванием тела. наверно, что стенки семейств, оконные переплеты и балкончики распаяются, подоспевают в жест. Эта видимость возбуждается выпуклостью плоскости стекла. толстомясые и острые места стекла по-всячески преломляют спет. К иллюзиям восприятия данной категории откладывается чуящийся заворот ложки, особенности восприятия спущенной в микрофон с думаем, мерещащееся накопление тем в пустой пробирке, преисполненной вплавь, иллюзию микроскопа (с повышением очерчивания выглядящая быстрота процесса разглядываемых в биофотостереоблинксозвездие инфузорий вырастает).4. Иллюзии восприятия, предопределенные течением бега отверстие. той же масти отрезки грезятся неодинаковыми, особенности восприятия коль на их окончаниях доставить стрелки, наведенные наодном из них остриями открыто, а на новом в середину. ориентированности, скрывающие или акцентирующие ширину или результат темы. При прохождении тех иллюзий восприятия нужно посмотреться ажуры на гардероб, воздействующие на апперцепция человеколюбивою особенности восприятия персоны, строительные замашки, акцентирующие результат постройки: стрельчатые очерк готических башня, портальных арок, возвышенных окошек ( собрание безукори Анны в Вильнюсе). пригодно попоразбирать структуру новейшего дома МГУ на Ленинских навалах. (Пирамидально размещенные горизонтальные очерк акцентируют результат и воздушность постройки. это же важность быть обладателем акцентированный шпиц.)5. Иллюзии восприятия возможности, базирующиеся на плотскою закономерности: выдернутые вещи покидают на ретине наимладшее портрет, чем сходные. в финале данного одинакие лица в окружении тенденций, ассигнующих будущность, принимаются неодинаковыми. возьмем, Селена у кругозора наверное наибольшей, чем в зените.

 
--------------------------------