Выработка навыков

Выработка навыков. Автоматизированные действия, в основе которых лежит выработка динамического стереотипа, называют навыком. Сформулировав это положение, учитель предлагает проследить, как происходит выработка навыков на примере зеркального письма. Испытуемый получает новое задание: написать то же слово зеркальным шрифтом. В верхнем правом углу доски пишется образец.

Обычно, получив задание, испытуемый начинает смеяться, смех усиливается, когда буквы не получаются. Иногда наблюдаются отказы. На все эти эмоциональные компоненты целесообразно обратить внимание учащихся. Хронометраж надо вести с самой первой попытки. Слова располагают «столбиком», время, затраченное на их написание, проставляют с правой стороны. После 10 повторений испытуемый отправляется на место, и группа приступает к анализу его деятельности.

Вначале рассматривается самая первая попытка. Видно, что действие распалось на отдельные элементы. Буквы выписываются каждая по отдельности. Нажим нередко усилен, последнее говорит о включении в работу дополнительных мышц. Если во время написания первого слова испытуемый приседал в такт письму, на это тоже надо обратить внимание.

Далее надо перейти к анализу элементов букв. Нередко в них можно заметить проявление старого стереотипа. Так, верхний элемент буквы П часто бывает выписан, как обычно: слева направо, хотя остальные элементы буквы изображены зеркально. Это говорит, что старые системы связей не угасают сразу. Они лишь по мере тренировки уступают место новому.

После этого можно перейти к вычерчиванию временного графика. На оси абсцисс отмечают номера попыток, на оси ординат — время, затраченное на написание слова. Учитель обращает внимание школьников на то, что выработка навыков не идет плавно: в первые моменты формирование его проходит быстро, но затем наступает задержка и к третьей-четвертой попытке улучшение прекращается. Наступает так называемое «плато». После него результаты временно ухудшаются, а затем снова происходит их улучшение.

Это явление можно объяснить так: в начале деятельности происходит закрепление первых движений, которые привели к нужному результату. Образуется первичный стереотип. С его помощью удается достичь несколько лучшего результата, чем при первой попытке, однако действие еще далеко не совершенно. При дальнейших упражнениях находятся новые, более экономные движения, однако на первых порах они еще не связаны друг с другом, поэтому результат получается худший. Затем происходит формирование связи между более выгодными компонентами движения, и результат улучшается. Это может происходить не один раз.

Обычно испытуемые, принимающие участие в выработке навыков зеркального письма, не соединяют буквы в одно слово. Это обстоятельство можно использовать для разъяснения значения второй сигнальной системы в выработке навыка.

Испытуемому предлагают записать зеркальным шрифтом то же слово, соединяя буквы между собой. Время исполнения нового задания фиксируется. Обычно результаты бывают хуже. Но это ухудшение временное. При дальнейших тренировках результаты улучшаются. В ходе работы испытуемый получает советы, его действия корректирует учитель, отмечая удачи и ошибки.

После окончания опыта учащимся разъясняют, что инструктору, учителю, спортивному тренеру известны рациональные приемы организации труда. С помощью словесных побуждений он строит обучение так, чтобы возникли наиболее совершенные и рациональные связи. Обсуждение результатов опытов показывает, что в первое время происходит замедление деятельности, поскольку идет формирование нового стереотипа, но это замедление, как правило, временное. Важно напомнить, что в начале обучения все элементы действия выполняются под контролем сознания. В какой-то момент человек чувствует, что может легко выполнить все компоненты сложного действия, хотя и при участии сознания. В этом случае говорят о выработке умения, а не о выработке навыка. При продолжении тренировки сознательный контроль ослабляется. Действие становится подсознательным, оно совершается автоматически, без ясного участия сознания. Происходит выработка навыка. Однако умения и навыки полностью не выходят из-под контроля сознания и управляются им. Далее важно разъяснить значение установки на выработку навыка, знания результатов действий и их оценки. Затем целесообразно рассказать учащимся о переносах выработки навыка. Человек, выучившийся писать, может изображать буквы не только рукой, но и носком ботинка и даже ртом.

Обсуждение статьи Выработка навыков

Ваш вопрос может быть первым

Задайте свой вопрос по статье Выработка навыков